Sony, Apple, Xiaomi на 4 колесах – когда за автопроизводство берутся гиганты IT
В течение последних нескольких лет практически все крупные производители смартфонов заявили о своем намерении выпустить собственный автомобиль. Google и Apple запустили автомобильные проекты вообще еще в 2014 г. Зачем им это нужно? Вытеснят ли они в итоге с рынка классические автомобилестроительные бренды?
Стремление технологических корпораций выпускать автомобили не случайно: современные машины – это, по сути, компьютеры на колесах. Информационно-развлекательные системы, подключенные функции и, прежде всего, автономное вождение рассматриваются как весьма перспективные области развития. При этом IT-шники уже на несколько шагов опережают классические автомобильные компании в области программного обеспечения. А «шальных денег» для инвестиций от подписок, игр и прочих развлекательных сервисов у них более чем достаточно. Может быть, классическим автомобилестроителям скоро придет конец?
Вопрос очень актуальный, но как бы там ни было, беспокойства в автопроме пока не видно. По крайней мере, на данный момент: «Зачем вам заниматься отраслью, в которую нужно вкладывать огромные средства, но прибыль относительно низкая, а риск очень высок? Я подозреваю, что они ищут партнерских отношений с нами, потому что у нас есть опыт и многолетняя практика», – заявил некогда генеральный директор Stellantis Карлос Таварес. Бывший генеральный директор GM Дэн Акерсон выразился более драматично: «Мы берем сталь, сырую сталь, и превращаем ее в автомобили. Они понятия не имеют, во что ввязываются».
Вскоре мы пересядем на автомобили Google?
Большинство автомобильных проектов от гигантов IT-индустрии тесно связаны с видением полностью автономного вождения, основанного на сложных сенсорных технологиях и самообучающемся программном обеспечении. Первый прототип Google 2014 года (Firefly) изначально представлял собой двухместную «бричку» без рулевого колеса и педалей. В 2015 г. было выпущено 150 машин для тест-драйвов. В 2016 г. проект получил название Waymo и стал отдельной компанией под эгидой материнской Google Alphabet. Следующим шагом стали самоходные минивэны на базе Chrysler Pacifica. Они до сих пор ездят в Сан-Франциско в качестве такси.
На данный момент активных телодвижений в области автомобилестроения Google не совершает. О том, как происходит производственная колаборация между Geely и Waymo, о которой было объявлено в конце 2021 г. нет никакой информации. Все выглядит, будто компания распрощалась с идеей собственного автомобиля, но развитие фирменного ИИ для беспилотных транспортных средств идет неуклонно. Его хотят использовать такие автопроизводители, как Renault, Volvo, Mercedes и Ford. Наряду с этим все большее значение приобретает программное обеспечение Google Android Automotive. Здесь Google в настоящее время сотрудничает с девятью крупными автобрендами.
Остается ли автомобиль Apple мифом?
Apple также запустила свой автомобильный проект под кодовым названием «Титан» в 2014 году. Большая разница с Google заключается в том, что ни один автомобиль или какой-либо другой результат этого проекта никогда не был официально представлен. Но недавно стало известно, что Apple наняла большое количество автомобильных экспертов. Среди них Иоганн Юнгвирт, который прежде отвечал за цифровую стратегию в Volkswagen, а сегодня руководит автономным вождением в компании-производителе систем помощи при вождении Mobileye. По словам генерального директора Tesla Элона Маска, в 2016 году Apple наняла «тысячи» автомобильных инженеров. В 2017 году генеральный директор Apple Тим Кук просто подтвердил, что Apple проводит исследования в области технологий для беспилотных автомобилей. Он не уточнял, будут ли они использоваться в автомобиле Apple. Год спустя выяснилось, что компания подала заявку на получение около 70 пробных лицензий на автономные транспортные средства в Калифорнии.
В последние годы в СМИ стали появляться сообщения о том, что Apple ведет переговоры в Южной Корее о создании цепочки поставок для производства автомобилей. Тем не менее, автомобиль Apple по сей день не существует. Вопрос о том, появится ли он на рынке в ближайшие несколько лет, остается открытым. Однако Apple параллельно продвигала интеграцию своего программного обеспечения Apple CarPlay с другими машинами. На последнем этапе расширения функциями автомобиля уже можно управлять с помощью голосового помощника Siri.
Сообщается, что автомобиль Sony будет называться Afeela
Sony также уже много лет задумывается о создании своего автомобиля. Sony Vision-S – полностью электрическая автомобильная платформа, разработанная компанией. Ее первая модель была представлена на выставке потребительской электроники CES 2020 года в Лас-Вегасе, как концепт Vision-S. Когда в 2022 г. показали второй концепт под названием Vision-S 02, первоначальная версия была задним числом переименована в Vision-S 01. А уже в 2023 г. там же в Лас-Вегасе Sony объявила о создании совместного предприятия Sony Honda Mobility. До кучи японские компании подхватили на борт американского производителя микросхем Qualcomm.
Планы альянса предельно конкретны. Электромобили новой марки Afeela должны быть доступны для заказа с 2025 г. На выставке CES Afeela представила электрический седан длиной 4,85 метра. Производство берет на себя Honda. Sony же, стремясь выпускать цифровые продукты, идет дальше, чем Apple и Google: аппаратное обеспечение, такое как дисплеи, интерфейсы и проч. будет выпускаться создателями Playstation.
Foxconn планирует платформенное решение
Будь то смартфоны от Apple или игровые приставки от Sony, электроника для них часто производится компанией Foxconn на Тайване. В 2021 г. подрядчик объявил, что планирует заняться автомобильным бизнесом. Foxconn управляет совместным предприятием с автопроизводителем Yulon (Тайвань) и уже владеет автомобильным заводом в американском штате Огайо. Там они совместно собирают электрический пикап Lordstown Endurance. Планируется создание платформенного решения, в котором можно будет настраивать аппаратное и программное обеспечение. Автомобильные компании могут разработать автомобиль на основе комплекта Foxconn и передать, например, собственный кузов или программное обеспечение. А Foxconn с радостью возьмет на себя производство.
Samsung Motors: классический автопроизводитель
Samsung – единственный гигант в сегменте производителей смартфонов, который долгое время выпускал автомобили. В 1994 г. под эгидой конгломерата из Пусана была создана Samsung Motors, поскольку Samsung не хотела оставлять производство автомобилей в Корее Hyundai. При этом Samsung с самого начала сотрудничала с Renault и Nissan. С 2000 г. компания называется Renault Samsung Motors, сегодня она работает под управлением Renault Korea. Samsung по-прежнему владеет 19,9% акций.
Большинство автомобилей, производимых Samsung, Renault продает в Азии. Но и до Европы некоторые модели доезжают. Например, Latitude (2010-2015 гг.) и Koleos (с 2007 г.). При этом постоянно ходят слухи, что Samsung по-прежнему хочет полноценно заняться автомобильным бизнесом самостоятельно и выпускать собственные автомобили.
Планы Xiaomi
Как и Samsung, Xiaomi из Китая также является конгломератом, предлагающим в дополнение к смартфонам, например, электронные скутеры и пылесосы. По всей видимости, довольно скоро, ассортимент должны будут расширить и электромобили. Об этом сообщило несколько СМИ в 2021 году. А в начале 2023 г. Car News China опубликовала первые шпионские тизеры прототипа Xiaomi MS11. Похоже, имела место настоящая утечка информации, и компания требует жестокого наказания виновников. Говорят, что готовый автомобиль Xiaomi будет называться Mi-Car и может быть представлен в 2024 году.
Baidu ездит по Китаю на роботакси
Другие китайские технологические концерны также хотят заняться автомобильным бизнесом. Игровой гигант Tencent объявил, что к 2025 году разработает цифровую архитектуру для электротранспорта. Предполагается, что она будет включать в себя как развлечения, так и автономное вождение. Tencent стремится продавать свои технологии производителям электромобилей в качестве поставщика. При этом группа рассматривает автомобиль как одно из многих возможных устройств в интернете вещей. Сопутствующий поисковый гигант Baidu – практически китайский Google – представил в 2022 году автономный шаттл под названием Apollo RT6.
Apollo – это служба такси Baidu, которая уже использует роботакси в некоторых городах. По данным Baidu, они работают в соответствии с уровнем автономности 4, который в Европе до сих пор разрешен только для тест-драйвов. Baidu также объявила о приобретении шанхайского производителя электромобилей WM Motor.
Автомобиль как цифровое устройство
Как становится ясно из всего вышеизложенного, большинство компаний, производящих смартфоны, не заинтересованы в создании автомобилей самостоятельно. Почему? Похоже, Карлос Таварес был прав: затраты велики, маржа мала – экономические риски для неопытных, новых игроков рынка намного выше, чем в сфере цифровых услуг.
Возможно, с крупными китайскими конгломератами дело обстоит иначе. Они могут обеспечить производство, как смартфонов, так и автомобилей через разветвленные корпоративные сети. Даже если на данный момент этот бизнес и будет убыточным. Лояльная аудитория и заинтересованные инвесторы позволят им развивать перспективное направление, даже если они несут убытки более десяти лет – Tesla убедительно доказал это.
Конечно, можно смеяться над размерами зазоров и надежностью машин Tesla, равно как и китайских автопроизводителей, но многих клиентов это просто не беспокоит. Для них классические достоинства автомобилестроения являются второстепенными по сравнению с возможностями подключения и большими сенсорными экранами. Таким образом, вопрос о будущем технологических компаний в автомобильном секторе также тесно связан с будущими вкусами клиентов.
Впрочем, на данный момент главный приоритет технологических корпораций, по-прежнему фокусируется на разработке и продаже цифровых функций и услуг. Вот в чем заключается их опыт. Через свои смартфоны они формируют экосистемы мультимедийных сервисов, облачных систем или голосового управления. Создание сетей в интернете вещей (например, со светофорами, зарядными станциями или системами бронирования отелей) – еще один лакомый кусок. Кроме того, автономное вождение и совместное использование автомобилей будут в значительной степени зависеть от программного обеспечения. А для постоянных владельцев автомобилей существует перспектива индивидуализации машины так же, как и смартфона с помощью профиля пользователя.
Что делают автопроизводители?
За последние пять лет интеграция технологических компаний в классическое автомобилестроение совершила настоящий прорыв. В течение многих лет автомобильные концерны пытались самостоятельно удовлетворить свои потребности в программном обеспечении, предоставляя программам Google или Apple ограниченный доступ к архитектуре транспортных средств. Это сопротивление сломлено. Автомобильное облако Google Android Automotive сегодня работает на машинах Volvo, Renault и General Motors. Ford, Honda, BMW или Volkswagen также хотят воспользоваться преимуществами Google Automotive. Недавно Mercedes заключил сделку с Google на внедрение карт Google в навигационные устройства Mercedes.
С другой стороны интерфейс Mirrorlink, который когда-то был инициатором этих процессов в автомобильной промышленности, проиграл битву. По состоянию на 2021 г. он больше не работает на новых смартфонах Samsung. Возможно, это только вопрос времени, когда все автопроизводители начнут сотрудничать с технологическими гигантами и внедрят их программное обеспечение глубоко в свои ЭБУ. Однако то же самое относится и к опыту автобрендов в области автомобилестроения. ИТ-корпорациям будет чрезвычайно сложно их догнать в этом деле. Таким образом, все признаки указывают на сотрудничество, а не на конкуренцию.
3 комментария
Pingback: Sony, Apple, Xiaomi на колесах | peter – Россия сегодня
Pingback: Sony, Apple, Xiaomi на колесах | peter | НЕЗНАКОМЦЫ
Pingback: Умные технологии Hyundai, Kia и Samsung - Abiznews